A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Архив - Выпуск №3, 2020 - Статья № 16 (Выпуск №3, 2020)

Статья № 16 (Выпуск №3, 2020)

Название статьи

 

Номер журнала

Дата выпуска

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ВДОВ В ИНДИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (историко-правовой аспект)

3 (27)

2020

Раздел

Тип статьи

Мнение ученых

научная статья

Страницы

76-81

Коды УДК

340.15

Ключевые слова

Индия, дхармашастры, дхарма, сати, ресоциализация вдов, Акт о предотвращении сати

 

Авторы

Я.В. Безносова

Аннотация

Статья посвящена изучению эволюции правового статуса вдовы в истории индийской цивилизации. Делается вывод о том, что ещё в догосударственный период предки современных индийцев практиковали ритуал самоубийства вдовы, совершение которого было необходимо для перехода её вместе с супругом в иной мир с целью продолжения исполнения ею супружеских обязанностей. Начиная с V тысячелетия до н.э. источники не упоминают более о данном ритуале, но предписывают вдове вести крайне аскетический образ жизни, запрещая ей повторное замужество. Приблизительно в IV–V вв. н.э. возрождается практика совершения ритуального самосожжения вдовы, однако она приобретает иное религиозное значение, превращаясь из ритуала самоубийства в очистительный ритуал жертвоприношения – сати. Лишь в период Нового времени сложились необходимые условия для осознания всей парадоксальности данной практики. Индийские реформаторские общественные организации, английское колониальное правительство, а затем власти независимой Республики Индии сосредоточили внимание на мероприятиях по ресоциализации вдов.

Библиографический список

1. Lord William Bentinck, Sati Regulation XVII, A.D. 1829 of the Bengal Code: 4 December 1829 // The History of Doing. New Delhi, 1993.P. 164–165.
2. The Commission of Sati (Prevention) Act (No. 3 of 1988). URL: https://wcd.nic.in/commission-sati-prevention-act-1987-3-1988-excluding-administration-criminaljustice-regard-offences.
3. Дхармашастра Нарады / Пер. с санскрита и комментарий А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева. М.: Восточная литература, 1998. 256 с. 4. Законы Ману / Перевод С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. М.: Наука, 1992 [Электронный ресурс]. URL: http: //philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus. html.
5. Ковтун Г.С. Истоки и священный смысл ритуала сати: социологическая интерпретация // Вестник ДВО РАН. 2008. № 2. С. 43–54.
6. Крашенинникова Н. А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. М.: Норма, 2009. 304 с.
7. Крашенинникова Н.А. Противостояние консервативного традиционализма и современного законодательства в Индии // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. М.: ИГП РАН, 2009. С. 185–194.
8. Самозванцев А.М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М.: Восточная литература, 1994. 376 с.
9. Стоянов А.Н. Семья, брак и юридическое положение женщины по законодательным памятникам Индии. Харьков: Унив. тип., 1885. 45 с.
10. Шинкаренко К.И. Борьба индийских реформаторов за повышение социального и правового статуса женщин в колониальной Индии // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2009. № 5. С. 77–88.

Все новости